Раша и школьное образование.Как дать хорошее образование в Р

Правила форума
Уголок сделан для AnalyzeR'а, а писать сюда можно на здоровье - в рамках озвученных им тем.

Раша и школьное образование.Как дать хорошее образование в Р

Непрочитанное сообщение AnalyzeR » 2009 июн 25, 15:03

Мысли созрели после поездок администратором (директором, нач.смены, хоть горшком обзови) в выездные матшколы и разговоров с Е.Ю.Ивановой, Т.П.Зориной и другими преподавателями.

1. Повсеместно поминаемый кризис подхлестнул спрос на (расширенное) школьное образование. Если на школы авг.08 и янв.09 детей набирали, на май.09 пришлось досрочно закрыть регистрацию, а на июнь.09 устраивался отбор в связи с излишком желающих (способ ограничения определялся авторами набора %))). Удивляет скорее не это, а то, что спрос не сформировался ранее.

2. Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что умение мыслить, желание и способность учиться приобретаются в школьном возрасте. Наверное, преимущественно в начальной школе. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Одних училка любила, других нет, чья-то любила кофеты, а не детей. "Я ведь тогда не знал, что учительница не для этого" (© Гришковец). А ведь всем "тогда" хотелось, чтобы она нас любила.

3. Интерес к учёбе прямо связан с учителем и средой, в которой ребёнок учится. Имел возможность наглядно наблюдать, как дети, "случайно" попавшие в матшколу, и не имеющие интереса к этому занудному и малонужному в "реальной жизни" предмету, интерес к нему приобретали, потому что приходилось принимать правила среды, в которой они находились.
Ой, как интересно! Ребёнок, который раньше не желал учиться даж из-под палки, делает это самостоятельно и с энтузиазмом...

4. Достойных преподователей безумно мало, как вообще мало людей, согласных на тяжёлую изматывающую работу за мизерную зарплату. Хорошо - есть те, кому она же не тяжёлая, а интересная.
Я и говорю - их мало.

5. В среде этих (достойных) преподователей принято едва ли не гордиться своей маленькой оплатой труда. О, это меня сильно поразило! Правда, не смейтесь.
Хотя, с другой стороны, а что ещё делать, оправдывая в собственных глазах собственный же выбор?

6. Рынок доп.образования уже в определённой степени сформировался, то есть есть люди, которые его в той или иной мере "окучивают". Но предложение всё равно меньше спроса, который, имхо, только будет расти. Кроме того, рынок этот пока почти не сегментирован.

Как представитель "среднего класса", отец, жалающий дать детям хорошее образование, привить привычку думать и желание учиться, я заинтересован в развитии этого рынка. Лично я вижу единственную возможность сегодня - это движение по подобию частных школ "развитого капитализма". Для меня очевидно, что достаточное число достойных преподователей может быть только при достойной же оплате. Очевидно так же, что в системе гособразования таковых средств не появится. Да и целесообразность вливаний под вопросом - не могут 100% населения проявить склонность к учёбе, и не нужны социумы одни интеллектуалы, сантехники ему нужны не меньше. Значит деньги должны дать родители. Было бы куда и за что давать. Процесс, в котором есть входящий финансовый поток и работа, на его основе выполняемая, сегодня принято называть бизнесом. То есть должны быть инвесторы и управленцы, его организующие и собирающие под своё крыло нужные преподовательсткие кадры, которым не стыдно получать больше.

А как же "дети из бедных семей"? - Так же, как и "у них", заграницей. Если ребёнок "одарённый", он учится за счёт спонсоров-благотворителей, одним из которых часто выступает и государство, и сама частная школа. Если он не дошёл до той стадии, когда интерес к новому сделал его "одарённым", увы, ему просто не повезло родиться "не в той семье".

Нужно заметить, что высшее образование уже пошло по этому пути. Давно. Там необходимость платить для родителей была более очевидна. Но поскольку бесплатное высшее до сих пор ещё реальность, то в ряде случаев даже и экономически эффективнее для родителя может оказаться вложиться в школьное образование, а не в ВО.

Школы тоже уже становятся всё более платными. Так учёба в ФыМыШа №165 Новосибирского Академгородка, в которой я имел счастье учиться (ныне неблагозвучный СУНЦ), по рассказу моей классной руководительницы года 3-4 назад, требовала внесения платы, сопостовимой со средним заработком по стране. Говорила, что какой-то деревенский мальчик у них учится на деньги, собираемые всей деревней. Московский "интернат" (в Москве прижилось другое именование), вроде как существует преимущественно на спонсорские деньги, и тут учёба дешевле.

С точки зрения бизнеса, юр.базы, поделенной и переделенной бывшей народной социалистической собственности и прочих сегодняшних реалий вопросов в этом процессе больше, чем ответов. Но частных школ всё больше. Правда основной вопрос здесь не в частности школы, а в качестве образования.

В 98м году я имел опыт обучения дочери в частной школе. Она проучилась там с 1го по 3й классы. Ей нравилось очень - маленький класс, комфортный климат, дружественные отношения. Однако, по прошествии этих трёх лет выяснилось, что даже обычную программу средней школы дитё знает плохо и неполно. Пришлось переводиться в обычную...

Так что на первом месте вопрос обоснования качества образования - как родителю быть уверенным в том, что уровень преподования за его деньги будет соответствовать ожиданиям, и как школе доказать этот уровень. Ответы на эти вопросы у меня, в принципе, созрели.

Второй вопрос - профильность школы. Должна ли она уделять большее внимание тому или иному предмету, может ли это происходить в ущерб другим. Здесь возможны различные подходы, но очевидно, что бизнес строится под рынок, то есть под спрос.

Ну и, наконец, ещё один аспект - размер рынка. Уверен, что на текущий момент конкуренция может быть не столько за желающих выучить своих детей, сколько за преподавателей высокого уровня и детей с высокими достижениями на олимпиадах, как подтверждающих уровень школы.

Выездные школы, где детей за короткое время натаскивают на углублённые знания, можно расценивать лишь как возможность ознакомиться с альтернативным образованием, придать стимул к учёбе и к смене школы. Либо как компромисс при невозможности полноценной учёбы в постоянной школе необходимого уровня. Либо как место подготовки олимпиадников. Но серьёзного решения по образованию они дать не могут.

Повторю основную мысль: коммерческое школьное образование - единственный реально доступный путь для повышения качества школьного образования в стране в целом. Это то, что уже востребовано, и что уже нужно делать сегодня.

Надеюсь, я ещё буду принимать некоторое участие в организации работы каких либо школ. А высказанные здесь мысли намерен расширить и углубить :о) Приглашаю высказываться тех, кому тема интересна.
Последний раз редактировалось AnalyzeR 2010 июн 21, 09:01, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
AnalyzeR
 
Сообщений: 1859
Зарегистрирован: 2006 мар 01, 14:48
Откуда: Красногорск

Непрочитанное сообщение AnalyzeR » 2009 окт 20, 08:37

Забавные издержки "хороших школ".

Доча закончила Л2Ш в 2008м. К вступительным экзаменам не готовилась. То есть ВООБЩЕ не готовилась. В Л2Ш им, похоже, так промыли мозги на тему их силы, что они наполнились уверенностью в поступлении куда угодно без какого-либо напряга. Промывка едва не сыграла злую шутку - из двух мест прошла только в одно и то на грани, благодаря отсутствию аттестатов у абитуриентов с бОльшим баллом. Конечно тут нужно учитывать и ЕГ с его мнимой объектвностью (как широко известно, дети с южных республик оказались самыми умными в РФ по результатам ЕГ), но всё же по моей оценке Л2Ш явно не может претендовать на солидный статус, сравнивая с Нской ФыМыШой №165 времени нашего выпуска, могу поставить ей только троечку. Скорее даже с минусом.
Аватар пользователя
AnalyzeR
 
Сообщений: 1859
Зарегистрирован: 2006 мар 01, 14:48
Откуда: Красногорск

Непрочитанное сообщение AnalyzeR » 2010 июн 21, 08:59

На правах добросовестной рекламы, рекомендую:

МатБэби, идейный вождь Иванова Елена Юрьевна >>>

МатЗнание, идейный вождь Зорина Татьяна Петровна >>>


Это как раз те, увлечённые своим делом люди, которым стоит доверить своих детей. И теперь у них свои, самостоятельные проекты, где-то совместные, где-то связанные с другими персонажами этой сферы.
Аватар пользователя
AnalyzeR
 
Сообщений: 1859
Зарегистрирован: 2006 мар 01, 14:48
Откуда: Красногорск

Непрочитанное сообщение AnalyzeR » 2011 фев 11, 00:30

Ещё про образование.
Robert M Pirsig "Дзен и искуство ухода за мотоциклом"

Его беспокоили студенты, которым было нечего сказать. Сначала он думал, что это просто лень, но позже стало очевидным, что это не так. Они просто не могли придумать, что сказать.
Одна из таких, девушка в очках с толстыми линзами, хотела написать эссе в пятьсот слов о Соединенных Штатах. Он уже привык к ощущению, когда внутри все опускается от подобных утверждений, и предложил ей, ни в чем ее не принижая, сузить тему до одного Бозмена.
Когда пришла пора сдавать работу, она ее не сделала и довольно сильно расстроилась. Она честно пыталась, но не могла придумать, что сказать.

Он уже справлялся о ней у ее предыдущих преподавателей, и те подтвердили его впечатления. Очень серьезная, дисциплинированная и прилежная, но крайне тупая. Ни искры творчества. Ее глаза за толстыми стеклами очков были глазами ишака. Она не отмазывалась, она действительно не могла ничего придумать и расстраивалась из-за собственной неспособности сделать то, что велели.

Его это просто ошарашило. Теперь уже он сам не мог придумать, что сказать. Наступило молчание, а за ним последовал неожиданный ответ:

-- Сократи его до главной улицы Бозмена. -- Какое-то наитие просто.

Та послушно кивнула и вышла. Но перед следующим занятием она вернулась
-- на этот раз в слезах: беспокойство, повидимому, копилось долго. Она по-прежнему не могла ничего придумать -- и не могла понять, почему, если она ничего не может придумать про весь Бозмен, что-то получится с одной его улицей.
Он пришел в ярость:

-- Ты не смотришь! -- сказал он. Всплыло воспоминание о том, как его самого выгоняли из Университета за то, что у него было слишком много чего сказать. На каждый факт существует бесконечное число гипотез. Чем больше смотришь, тем больше видишь. Она даже не смотрела по-настоящему и как-то не могла этого понять.
Он сердито сказал ей:

-- Сократи до фасада одного дома на главной улице Бозмена. До Опера-Хауза. Начни с верхнего кирпича слева.
Ее глаза за толстыми линзами расширились.
Она пришла к нему на линзами расширились.
Она пришла к нему на следующее занятие с озадаченным видом и протянула тетрадь с эссе на пять тысяч слов о фасаде Опера-Хауза на главной улице Бозмена, штат Монтана.

-- Я села в закусочной через дорогу, -- говорила она, -- и начала писать о первом кирпиче, о втором кирпиче, а с третьего все пошло само, и я уже не могла остановиться. Там подумали, что я спятила, прикалывались надо мной, но я все сделала. Ничего не понимаю.
Он тоже не понимал, но в своих долгих прогулках по улицам городка думал об этом и пришел к выводу, что ее, очевидно, останавливала та же самая блокада, которая парализовала и его в первый день преподавания. В своем писании она пыталась повторять то, что уже слышала, -- точно так же, как в первый день занятий он пытался повторять то, что уже решил сказать заранее. Она не могла придумать, что сказать о Бозмене, поскольку не могла вспомнить ничего, что стоило бы повторять. Она странным образом не осознавала того, что сама могла посмотреть и увидеть что-то свежим взглядом -- и написать безотносительно к тому, что сказано прежде. Сужение темы до одного кирпича уничтожило блокаду, поскольку оказалось столь очевидно, что придется немного посмотреть самой -- оригинально и непосредственно.
Он продолжал экспериментировать дальше. В одном классе заставил всех целый час писать о тыльной стороне большого пальца. В начале занятия студенты на него странно посматривали, но работу выполнили все, и не поступило ни единой жалобы на то, что "нечего писать".
В другом классе он сменил тему: вместо пальца взял монету и получил от каждого часовое сочинение. Потом происходило то же самое. Некоторые спрашивали: "А писать об обеих сторонах?" Как только они врубались в идею непосредственного самостоятельного видения, то сразу начинали понимать, что пределов тому, что можно сказать, нет. У этого задания стояла еще одна цель -- установить доверие, поскольку то, что они писали -- даже самое, казалось бы, тривиальное -- тем не менее, было их собственным творчеством, а не подражанием кому-то. Те классы, классы, где он давал это упражнение с монетой, всегда были менее норовистыми и более заинтересованными.
В результате своих экспериментов он пришел к заключению, что имитация
-- вот подлинное зло, которое следует сломить прежде, чем начинать настоящее обучение риторике. Казалось, имитация эта навязывалась извне. У маленьких детей ее нет. Она появляется позже -- возможно, как результат самой школы.

Он считал это заключение правильным и, чем больше об этом думал, тем более правильным оно казалось. Школы учат подражать. Если не подражаешь тому, что хочет учитель, тебе ставят плохую оценку. Здесь, в колледже, все это, конечно, изощреннее: предполагается, что подражаешь учителю так, чтобы убедить его, что ты не подражаешь, а выбираешь самую суть его наставлений и продолжаешь самостоятельно. Тогда ставят пятерки. С другой стороны, оригинальность может принести все, что угодно -- от пятерок до колов.
Аватар пользователя
AnalyzeR
 
Сообщений: 1859
Зарегистрирован: 2006 мар 01, 14:48
Откуда: Красногорск

Re: Раша и школьное образование.Как дать хорошее образование

Непрочитанное сообщение AnalyzeR » 2012 окт 13, 22:03

Пик качества советского образования пришёлся на конец 60х, я технарь, но думаю, это касается и всего образования. В ФыМыШа №165 при НГУ, где я учился, в качестве учебного материала нам давали вступительные в ведущие ВУЗы. За 60е были задачи тяжело решабельные, далее временные затраты на задачи резко падали. Задач за 80е давали по 50-70 штук на урок против 5-10 за 60е, из которых регулярно что-то оставалось не осиленным.
Образованный человек в начале прошлого века был штучным продуктом. Когда потребность в специалистах увеличилась, доля людей, имеющих склонность мыслить, не возросла и высшее образование медленно стало превращаться в профанацию.
ЕГ, как и вся система тестов, конечно, новый шаг, шаг к созданию бездумного=подчиняющегося общества, что в целом соответствует всей нынешней российской политике.
Аватар пользователя
AnalyzeR
 
Сообщений: 1859
Зарегистрирован: 2006 мар 01, 14:48
Откуда: Красногорск


Вернуться в Уголок AnalyzeR'а